Качество
образования – один из ключевых факторов, определяющих развитие
страны и судьбу ее граждан на ближайшее десятилетие. Поэтому
закономерно, что движение к успеху образования стало одним из
приоритетов государства. Россия просто обязана иметь
качественную систему образования, и в этом цель нашей работы.
Президент РФ, Дмитрий Медведев
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ"
Зачем нужен масштабный национальный проект в образовании?
Сегодня связь
между современным, качественным образованием и перспективой
построения гражданского общества, эффективной экономики и
безопасного государства очевидна. Для страны, которая
ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно
дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть
первоочередная задача приоритетного национального проекта
«Образование».
Для
реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько
взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка
«точек роста». Государство
стимулирует учреждения
и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты,
поощряет лучших учителей, выплачивает премии
талантливой молодежи
– то
есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их
опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, –
это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и
преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и
востребованные образовательные практики – образцы качественного
образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.
С другой
стороны, ряд направлений проекта нацелен на
обеспечение доступности,
выравнивание условий получения образования:
обеспечение для всех школ высокоскоростного
доступа к глобальным информационным ресурсам,
размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и
школьных автобусов,
организация образования для военнослужащих.
При этом
проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов.
Создание в школах попечительских и управляющих советов,
привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы
и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать
образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к
запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают
конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве
мероприятий проекта.
Кроме того,
проект привносит значительные изменения в механизмы
финансирования образовательных учреждений.
Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило,
направляются непосредственно в образовательные учреждения, что
способствует развитию их финансовой самостоятельности.
Распределение средств в общем образовании осуществляется на
основе
подушевого принципа финансирования
с
учетом объективных особенностей организации образования для
городских и сельских учащихся. Принципы установления
поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство
задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей,
ориентированной на стимулирование качества и результативности
педагогической работы.
|